191025, Санкт-Петербург

ул. Восстания, д. 4, офис 1

e-mail:ozimokdv@gmail.com

+7 (812) 579 99 95

+7 (812) 920 35 91

+7 (911) 240 69 24

Реорганизация ООО

В соответствии с законом ГК ООО может быть реорганизовано в двух порядках: добровольном или принудительном. Регуляция процесса реорганизации осуществляет согласно Законом об ООО и ГК. По всем вопросам, которые касаются формирования имущества в процессе реорганизации и особенностей бухгалтерского учета, можно найти подробную информацию и регулятивные способы, пользуясь нормативными актами Министерства финансов РФ. В случае преобразования ООО в акционерное общество, все процессы дополнительно будут регулироваться при помощи законодательства о рынке ценных бумаг. Эта необходимость возникает ввиду того, что доли участников ООО заменяются на акции созданного акционерного общества.
Общество можно считать полностью реорганизованным после регистрации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации (исключением является реорганизация - присоединение).  В том случае, если одно общество было присоединено к другому, реорганизованным должно быть занесено в Единый государственный реестр с отмеченными сведениями о прекращении деятельности присоединенного общества.
Способов реорганизации общества может быть несколько: выделение, преобразование, разделение, слияние и присоединение. В случае слияния или присоединения другого общества необходимо в течение 30 дней сообщить всем участникам и кредиторам о прекращении существования вошедшего в состав общества. Кредиторы, в свою очередь, в течение того же срока с момента уведомления вправе потребовать возмещения и полной выплаты своих убытков.
Основываясь на одном из пунктов, указанном в  Федеральном законе, можно выделить еще одну форму реорганизации ООО –  преобразование в народное предприятие (акционерное общество работников).
В формах присоединения, слияния или преобразования все права и обязанности юридического лица, подвергающегося реорганизации, передаются в соответствии с передаточными актами, а в случае с разделением или выделение эти права передаются в соответствии с разделительным балансом. Именно передаточные акты и разделительный баланс являются документальным методом, позволяющим установить последствия реорганизации, в ходе которых определяется правопреемство в обязанностях и правах реорганизованного лица. По сути, такие документы являются чётким подтверждением того, что процесс реорганизации завершен и полностью состоялся.

1.2.1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ООО: УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с законом ГК ООО может быть реорганизовано в двух порядках: добровольном или принудительном. Регуляция процесса реорганизации осуществляет согласно Законом об ООО и ГК. По всем вопросам, которые касаются формирования имущества в процессе реорганизации и особенностей бухгалтерского учета, можно найти подробную информацию и регулятивные способы, пользуясь нормативными актами Министерства финансов РФ. В случае преобразования ООО в акционерное общество, все процессы дополнительно будут регулироваться при помощи законодательства о рынке ценных бумаг. Эта необходимость возникает ввиду того, что доли участников ООО заменяются на акции созданного акционерного общества.
Общество можно считать полностью реорганизованным после регистрации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации (исключением является реорганизация - присоединение).  В том случае, если одно общество было присоединено к другому, реорганизованным должно быть занесено в Единый государственный реестр с отмеченными сведениями о прекращении деятельности присоединенного общества.
Способов реорганизации общества может быть несколько: выделение, преобразование, разделение, слияние и присоединение. В случае слияния или присоединения другого общества необходимо в течение 30 дней сообщить всем участникам и кредиторам о прекращении существования вошедшего в состав общества. Кредиторы, в свою очередь, в течение того же срока с момента уведомления вправе потребовать возмещения и полной выплаты своих убытков.
Основываясь на одном из пунктов, указанном в  Федеральном законе, можно выделить еще одну форму реорганизации ООО –  преобразование в народное предприятие (акционерное общество работников).
В формах присоединения, слияния или преобразования все права и обязанности юридического лица, подвергающегося реорганизации, передаются в соответствии с передаточными актами, а в случае с разделением или выделение эти права передаются в соответствии с разделительным балансом. Именно передаточные акты и разделительный баланс являются документальным методом, позволяющим установить последствия реорганизации, в ходе которых определяется правопреемство в обязанностях и правах реорганизованного лица. По сути, такие документы являются чётким подтверждением того, что процесс реорганизации завершен и полностью состоялся.

1.2.2. СЛИЯНИЕ

Процесс слияния двух ООО сопровождается полным прекращением их деятельности с признанием нового общества и наделением его всеми правами и обязанностями, которые были характерны для двух или нескольких  объединившимся обществ.
Решение о подобной реорганизации-слиянии двух или нескольких обществ принимается на общем собрании, состоящем из участников каждого из них, на котором принимается решение об утверждении договора о слиянии и передаче передаточного акта. На таком собрании также создается исполнительный орган нового реорганизованного общества. По части субъективности законодательная база об акционерных обществах в корне отличается от свода законов об ООО. В акционерных обществах до 2006 года также собирались подобные собрания участников, но после этого момента законодатель был вынужден отказаться от такой формы принятия мер, потому что она вызвала множество спорных моментов. Мы полагаем, что закон об ООО также должен прийти к решению об отказе от собрания участников, которые будут принимать дальнейшие решения.
Что должен содержать договор о слиянии:
1. Все данные и порядке и условиях слияния;
2. Данные об обмене долей в уставном капитале слившихся обществ на доли  в полученном обществе;
3. Информация, касающаяся срока проведения собраний участников обоих обществ.

В таком договоре могут содержаться и другие дополнительные условия, которые могут появляться ввиду особенностей реорганизации. Хорошим ориентиром в данном процессе может стать законодательство об ООО. Согласно Федеральному закону договор о слиянии должен содержать:
- наименование общества:
- данные о его местонахождении;
- информацию о порядке и условиях слияния и порядке конвертации акции каждого из обществ;
- указанные данные обо всех директорах нового образования и членов совета;
- список членов, входящих в ревизионную комиссию.
Такой договор также может содержать дополнительную информацию о регистраторе, аудиторе и других лицах, участвовавших в процессе реорганизации.

1.2.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Процесс присоединения ООО сопровождается прекращением одно из общества, права и обязанности которого будут преданы другому ООО.
 Собрание участников обществ, которое планируется соединять с другим обществом, принимают решение об их реорганизации. А участники присоединяемого общества могут обсудить вопросы, которые касаются утверждения передаточного акта.
Участники обществ, задействованных в присоединении, вправе также выбирать устав, исполнительный орган и обсуждать другие детали деятельности общества, к которому осуществляется присоединение,  а также вносить свои поправки и решать другие вопросы, указанные в документе о присоединении. Из всего видно, что при присоединении права участников собрания по закону значительно шире, чем при слиянии.
Договор присоединения отличается от договора о слиянии тем, что не призывает к необходимости конкретизировать содержание договора, который должен содержать в себе только срок и порядок проведения собраний участников общества, условия, которые аналогичны договору слияния.  Также как и в случае со слиянием, ориентиром здесь служит законодательство об ООО, в котором отлично описаны все детали присоединения.
Договор о присоединении содержание:
- наименование общества;
- данные о нахождении каждого из обществ;
- порядок и условия присоединения и конвертации акций;
Этот договор по некоторым пунктам может изменяться и дополняться сведениями, которые будут внесены в устав обществ, которое будет присоединено.

1.2.4. РАЗДЕЛЕНИЕ

Процесс разделения ООО характеризуется полным прекращением деятельности ООО с полной передачей обязанностей и законных прав иным создаваемым ООО.
Для реорганизации в форме разведения на совете участников общества выносится решение о различных условиях и порядках реорганизации-разделении общества, установлении разделительного баланса и создании новых обществ. Участники каждого из обществ, участвующего в процессе разделения, могут выбрать исполнительный орган и утвердить устав.

1.2.5. ВЫДЕЛЕНИЕ

В процессе реорганизации в форме выделения, несколько или одно ООО получают права и обязанности  выделяемого общества без прекращения его деятельности.
Общее собрание такого общества принимает решение и выделяет условия и порядок создания нового общества по принципу выделения. Если единственным участником является только реорганизуемое общество, то на собрании должно быть принято решение о реорганизации в форме выделения (порядке и его условиях с установленным выделительным балансом).

1.2.6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ООО правомерно может быть преобразовано и превратиться в хозяйственное товарищество  или производственный кооператив. Собрание участников общества, претерпевающего реорганизацию по форме преобразования, может определить условия и порядок процедуры, порядок обмена долей на акции нового ООО, обсудить смену долей на вклады в хозяйственное товарищество или паи в производственный кооператив, а также утвердить устав и обговорить утверждение передаточного акта.

Все участники создаваемого юридического лица на законных основаниях, опираясь на положения федерального закона, могут избирать соответствующий орган, выполняющий также и регистрацию нового образования (созданного в результате преобразования).

1.2.7. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

По ряду федеральных законов и общих оснований, указанных в ст. 57 ГК, может быть проведена процедура принудительной реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Стоит отметить, что слово «принудительная» в ГК не применяется, но примеров тому множество. С нашей точки зрения именно этот термин отлично описывает и по смыслу подходит для описания проводимой процедуры реорганизации общества без выдачи согласия на проведение процедуры его участников.
Основываясь на ст. 57ГК, можно сказать, что реорганизация по форме выделения или разделение из состава одного или нескольких юридических лиц проводится только в соответствии с решением суда или других уполномоченных органов. Такое решение может быть принято либо учредителями юридического лица, либо учрежденным ими уполномоченным органом, либо органом юридического лица, который имеет полномочия на реорганизацию с учредительными документами, которая должна пройти точно в срок или, если указанные лица по истечении срока не примут решения, которое установил  внешний управляющий, которого назначает суд. Именно этот же управляющий по решению суда в дальнейшем занимается реорганизацией данного юридического лица.    После того, как управляющий назначен, на него ложатся все полномочия, связанные с деятельностью юридического лица. Управляющий должен выступать от имени юридического лица в суде, а также, составив разделительный баланс, предает его на рассмотрение в суд с другими учредительными документами, которые возникают в процессе процедуры реорганизации. После утверждения судом всех имеющихся документов, можно проводить новую регистрацию возникшего юридического лица.

Действующий закон подразумевает только несколько форм принудительной реорганизации: выделение и разделение. Как правило, большинство таких случаев предусматривается Федеральным законом "О защите конкуренции".

По статье 34 установлено:
1. Ликвидация или реорганизация в форме выделения и разделения в судебном порядке может проводиться в отношении любой коммерческой организации, которая была основана без получения предварительного согласия на регистрацию антимонопольного органа (форма слияния не является исключением).
2. Ликвидация или реорганизация по форме выделения или разделения может быть проведена с коммерческой организацией, которая не сообщает о своей деятельности антимонопольному органу, если такие действия могут приводить к ограничению конкуренции.
В 38-ой статье Федерального закона четко сказано, что в том случае, если коммерческая организация будет систематически вести монопольную деятельность, или поддержит некоммерческую организацию, приносящую ей доход. То по решению суда по иску от антимонопольного органа, имеются законные основания для реорганизации путем разделения или выделения юридического лица. В таких случаях будут выполнены следующие условия:
1. Обособление некоторых структурных подразделений коммерческой организации;
2. Отсутствие технически обусловленной взаимосвязи между структурными подразделениями организации;
3. Возможность ведения самостоятельной деятельности юридических лиц (которые были получены в процессе реорганизации) на рынках.

Решение суда должно быть использовано в течении указанного срока, которые не должен превышать шесть месяцев.

Из всего вышеперечисленного наглядно видно, что общие положения ГК существенным образом отличаются от положений закона «О конкуренции». В первом варианте суд подключается только тогда, когда решение не выполняется, а по закону о конкуренции такого условия нет.Реорганизация ООО

В соответствии с законом ГК ООО может быть реорганизовано в двух порядках: добровольном или принудительном. Регуляция процесса реорганизации осуществляет согласно Законом об ООО и ГК. По всем вопросам, которые касаются формирования имущества в процессе реорганизации и особенностей бухгалтерского учета, можно найти подробную информацию и регулятивные способы, пользуясь нормативными актами Министерства финансов РФ. В случае преобразования ООО в акционерное общество, все процессы дополнительно будут регулироваться при помощи законодательства о рынке ценных бумаг. Эта необходимость возникает ввиду того, что доли участников ООО заменяются на акции созданного акционерного общества.
Общество можно считать полностью реорганизованным после регистрации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации (исключением является реорганизация - присоединение).  В том случае, если одно общество было присоединено к другому, реорганизованным должно быть занесено в Единый государственный реестр с отмеченными сведениями о прекращении деятельности присоединенного общества.
Способов реорганизации общества может быть несколько: выделение, преобразование, разделение, слияние и присоединение. В случае слияния или присоединения другого общества необходимо в течение 30 дней сообщить всем участникам и кредиторам о прекращении существования вошедшего в состав общества. Кредиторы, в свою очередь, в течение того же срока с момента уведомления вправе потребовать возмещения и полной выплаты своих убытков.
Основываясь на одном из пунктов, указанном в  Федеральном законе, можно выделить еще одну форму реорганизации ООО –  преобразование в народное предприятие (акционерное общество работников).
В формах присоединения, слияния или преобразования все права и обязанности юридического лица, подвергающегося реорганизации, передаются в соответствии с передаточными актами, а в случае с разделением или выделение эти права передаются в соответствии с разделительным балансом. Именно передаточные акты и разделительный баланс являются документальным методом, позволяющим установить последствия реорганизации, в ходе которых определяется правопреемство в обязанностях и правах реорганизованного лица. По сути, такие документы являются чётким подтверждением того, что процесс реорганизации завершен и полностью состоялся.

1.2.1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ООО: УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с законом ГК ООО может быть реорганизовано в двух порядках: добровольном или принудительном. Регуляция процесса реорганизации осуществляет согласно Законом об ООО и ГК. По всем вопросам, которые касаются формирования имущества в процессе реорганизации и особенностей бухгалтерского учета, можно найти подробную информацию и регулятивные способы, пользуясь нормативными актами Министерства финансов РФ. В случае преобразования ООО в акционерное общество, все процессы дополнительно будут регулироваться при помощи законодательства о рынке ценных бумаг. Эта необходимость возникает ввиду того, что доли участников ООО заменяются на акции созданного акционерного общества.
Общество можно считать полностью реорганизованным после регистрации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации (исключением является реорганизация - присоединение).  В том случае, если одно общество было присоединено к другому, реорганизованным должно быть занесено в Единый государственный реестр с отмеченными сведениями о прекращении деятельности присоединенного общества.
Способов реорганизации общества может быть несколько: выделение, преобразование, разделение, слияние и присоединение. В случае слияния или присоединения другого общества необходимо в течение 30 дней сообщить всем участникам и кредиторам о прекращении существования вошедшего в состав общества. Кредиторы, в свою очередь, в течение того же срока с момента уведомления вправе потребовать возмещения и полной выплаты своих убытков.
Основываясь на одном из пунктов, указанном в  Федеральном законе, можно выделить еще одну форму реорганизации ООО –  преобразование в народное предприятие (акционерное общество работников).
В формах присоединения, слияния или преобразования все права и обязанности юридического лица, подвергающегося реорганизации, передаются в соответствии с передаточными актами, а в случае с разделением или выделение эти права передаются в соответствии с разделительным балансом. Именно передаточные акты и разделительный баланс являются документальным методом, позволяющим установить последствия реорганизации, в ходе которых определяется правопреемство в обязанностях и правах реорганизованного лица. По сути, такие документы являются чётким подтверждением того, что процесс реорганизации завершен и полностью состоялся.

1.2.2. СЛИЯНИЕ

Процесс слияния двух ООО сопровождается полным прекращением их деятельности с признанием нового общества и наделением его всеми правами и обязанностями, которые были характерны для двух или нескольких  объединившимся обществ.
Решение о подобной реорганизации-слиянии двух или нескольких обществ принимается на общем собрании, состоящем из участников каждого из них, на котором принимается решение об утверждении договора о слиянии и передаче передаточного акта. На таком собрании также создается исполнительный орган нового реорганизованного общества. По части субъективности законодательная база об акционерных обществах в корне отличается от свода законов об ООО. В акционерных обществах до 2006 года также собирались подобные собрания участников, но после этого момента законодатель был вынужден отказаться от такой формы принятия мер, потому что она вызвала множество спорных моментов. Мы полагаем, что закон об ООО также должен прийти к решению об отказе от собрания участников, которые будут принимать дальнейшие решения.
Что должен содержать договор о слиянии:
1. Все данные и порядке и условиях слияния;
2. Данные об обмене долей в уставном капитале слившихся обществ на доли  в полученном обществе;
3. Информация, касающаяся срока проведения собраний участников обоих обществ.

В таком договоре могут содержаться и другие дополнительные условия, которые могут появляться ввиду особенностей реорганизации. Хорошим ориентиром в данном процессе может стать законодательство об ООО. Согласно Федеральному закону договор о слиянии должен содержать:
- наименование общества:
- данные о его местонахождении;
- информацию о порядке и условиях слияния и порядке конвертации акции каждого из обществ;
- указанные данные обо всех директорах нового образования и членов совета;
- список членов, входящих в ревизионную комиссию.
Такой договор также может содержать дополнительную информацию о регистраторе, аудиторе и других лицах, участвовавших в процессе реорганизации.

1.2.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Процесс присоединения ООО сопровождается прекращением одно из общества, права и обязанности которого будут преданы другому ООО.
 Собрание участников обществ, которое планируется соединять с другим обществом, принимают решение об их реорганизации. А участники присоединяемого общества могут обсудить вопросы, которые касаются утверждения передаточного акта.
Участники обществ, задействованных в присоединении, вправе также выбирать устав, исполнительный орган и обсуждать другие детали деятельности общества, к которому осуществляется присоединение,  а также вносить свои поправки и решать другие вопросы, указанные в документе о присоединении. Из всего видно, что при присоединении права участников собрания по закону значительно шире, чем при слиянии.
Договор присоединения отличается от договора о слиянии тем, что не призывает к необходимости конкретизировать содержание договора, который должен содержать в себе только срок и порядок проведения собраний участников общества, условия, которые аналогичны договору слияния.  Также как и в случае со слиянием, ориентиром здесь служит законодательство об ООО, в котором отлично описаны все детали присоединения.
Договор о присоединении содержание:
- наименование общества;
- данные о нахождении каждого из обществ;
- порядок и условия присоединения и конвертации акций;
Этот договор по некоторым пунктам может изменяться и дополняться сведениями, которые будут внесены в устав обществ, которое будет присоединено.

1.2.4. РАЗДЕЛЕНИЕ

Процесс разделения ООО характеризуется полным прекращением деятельности ООО с полной передачей обязанностей и законных прав иным создаваемым ООО.
Для реорганизации в форме разведения на совете участников общества выносится решение о различных условиях и порядках реорганизации-разделении общества, установлении разделительного баланса и создании новых обществ. Участники каждого из обществ, участвующего в процессе разделения, могут выбрать исполнительный орган и утвердить устав.

1.2.5. ВЫДЕЛЕНИЕ

В процессе реорганизации в форме выделения, несколько или одно ООО получают права и обязанности  выделяемого общества без прекращения его деятельности.
Общее собрание такого общества принимает решение и выделяет условия и порядок создания нового общества по принципу выделения. Если единственным участником является только реорганизуемое общество, то на собрании должно быть принято решение о реорганизации в форме выделения (порядке и его условиях с установленным выделительным балансом).

1.2.6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ООО правомерно может быть преобразовано и превратиться в хозяйственное товарищество  или производственный кооператив. Собрание участников общества, претерпевающего реорганизацию по форме преобразования, может определить условия и порядок процедуры, порядок обмена долей на акции нового ООО, обсудить смену долей на вклады в хозяйственное товарищество или паи в производственный кооператив, а также утвердить устав и обговорить утверждение передаточного акта.

Все участники создаваемого юридического лица на законных основаниях, опираясь на положения федерального закона, могут избирать соответствующий орган, выполняющий также и регистрацию нового образования (созданного в результате преобразования).

1.2.7. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

По ряду федеральных законов и общих оснований, указанных в ст. 57 ГК, может быть проведена процедура принудительной реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Стоит отметить, что слово «принудительная» в ГК не применяется, но примеров тому множество. С нашей точки зрения именно этот термин отлично описывает и по смыслу подходит для описания проводимой процедуры реорганизации общества без выдачи согласия на проведение процедуры его участников.
Основываясь на ст. 57ГК, можно сказать, что реорганизация по форме выделения или разделение из состава одного или нескольких юридических лиц проводится только в соответствии с решением суда или других уполномоченных органов. Такое решение может быть принято либо учредителями юридического лица, либо учрежденным ими уполномоченным органом, либо органом юридического лица, который имеет полномочия на реорганизацию с учредительными документами, которая должна пройти точно в срок или, если указанные лица по истечении срока не примут решения, которое установил  внешний управляющий, которого назначает суд. Именно этот же управляющий по решению суда в дальнейшем занимается реорганизацией данного юридического лица.    После того, как управляющий назначен, на него ложатся все полномочия, связанные с деятельностью юридического лица. Управляющий должен выступать от имени юридического лица в суде, а также, составив разделительный баланс, предает его на рассмотрение в суд с другими учредительными документами, которые возникают в процессе процедуры реорганизации. После утверждения судом всех имеющихся документов, можно проводить новую регистрацию возникшего юридического лица.

Действующий закон подразумевает только несколько форм принудительной реорганизации: выделение и разделение. Как правило, большинство таких случаев предусматривается Федеральным законом "О защите конкуренции".

По статье 34 установлено:
1. Ликвидация или реорганизация в форме выделения и разделения в судебном порядке может проводиться в отношении любой коммерческой организации, которая была основана без получения предварительного согласия на регистрацию антимонопольного органа (форма слияния не является исключением).
2. Ликвидация или реорганизация по форме выделения или разделения может быть проведена с коммерческой организацией, которая не сообщает о своей деятельности антимонопольному органу, если такие действия могут приводить к ограничению конкуренции.
В 38-ой статье Федерального закона четко сказано, что в том случае, если коммерческая организация будет систематически вести монопольную деятельность, или поддержит некоммерческую организацию, приносящую ей доход. То по решению суда по иску от антимонопольного органа, имеются законные основания для реорганизации путем разделения или выделения юридического лица. В таких случаях будут выполнены следующие условия:
1. Обособление некоторых структурных подразделений коммерческой организации;
2. Отсутствие технически обусловленной взаимосвязи между структурными подразделениями организации;
3. Возможность ведения самостоятельной деятельности юридических лиц (которые были получены в процессе реорганизации) на рынках.

Решение суда должно быть использовано в течении указанного срока, которые не должен превышать шесть месяцев.

Из всего вышеперечисленного наглядно видно, что общие положения ГК существенным образом отличаются от положений закона «О конкуренции». В первом варианте суд подключается только тогда, когда решение не выполняется, а по закону о конкуренции такого условия нет.

Раздел статей: