191025, Санкт-Петербург

ул. Восстания, д. 4, офис 1

e-mail:ozimokdv@gmail.com

+7 (812) 579 99 95

+7 (812) 920 35 91

+7 (911) 240 69 24

Порядок принудительной ликвидации

Их существует два: судебный и административный<1>. Судебный является наиболее распространенным, потому как административный предусматривает исключение бездействующего юридического лица из ЕГРЮЛ только, если заявление на данный процесс подает регистрирующий орган. Лицо, продолжающее заниматься своей основной деятельностью, не может быть ликвидировано административным способом.
Подать заявление в суд с соответствующим требованиям о принудительной ликвидации вправе государственные структуры, имеющие таковые полномочия, должностные лица (представители налоговых и антимонопольных служб), Центробанк РФ, федеральный орган, представляющий исполнительную власть в вопросе операций с ценными бумагами, и пр.
В отдельных законах прописаны специальные условия, лишь при наличии которых можно подавать обращаться в судебный орган с требованием о принудительной ликвидации. Так, в ст. 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Банк России должен подавать иск не позже 15 дней после того, как юридическое лицо было лишено лицензии на проведение финансовых операций. Данный срок не обязательно соблюдать лишь в том случае, если на момент отзыва лицензии организация де-факто являлась банкротом.
Процесс ликвидации начинается после того, как решение суда обретет законную силу. Все операции и лица, которые ими будут заниматься, уточняются в документе судебного вердикта. Ими могут быть учредители или участники юридического лица, или инстанция, имеющая право на проведение ликвидационных действий данного лица, в соответствии с его учредительной документацией.
В документе решения указывается тип и название юридического лица, его точный адрес, для граждан указываются ФИО, дата рождения и место проживания. Участников (учредителей) к участию в ликвидационных процедурах обязывает арбитражный суд. Если ликвидация поручена уполномоченному органу, в решении суда говорится, что именно это за орган и действительно ли он присутствует в учредительных документах ликвидируемой организации. В случае, когда и участники, и уполномоченный орган по тем или иным причинам не могут руководить процессом ликвидации, суд может назначить стороннего ликвидатора. Требования к последнему предоставляются в зависимости от вида деятельности, которым занималась ликвидируемая организация. Так, например,  ликвидатором кредитной организации, работавшей на основании лицензии Банка России, является Агентство по страхованию вкладов. При отсутствии такой лицензии в качестве ликвидатора назначается арбитражный управляющий, имеющий разрешение на проведение подобных операций и удовлетворяющий требованиям Федерального законодательства.
Суд, вынося решение о ликвидации юридического лица, сразу определяет сроки, в которые ликвидатор должен предоставить ликвидационный баланс и полностью закончить ликвидационные операции. Статья 23.4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, максимальный срок для ликвидации кредитной организации – год, после того момента, как был вынесен соответствующий судебный вердикт. В случае, если лица, отвечающие за процесс ликвидации, не уложатся в назначенные для них сроки, истец может снова обратиться в суд с требованием назначить нового ликвидатора.
Функции лиц, занимающихся ликвидацией, по большому счету совпадают с функциями ликвидационной комиссии при проведении добровольной ликвидации. Среди требований, предъявляемых к данным лицам банковским законодательством, можно выделить лишь то, что ликвидатор обязан начать возложенные на него действия со дня вступления в силу судебного вердикта, в соответствии с которым это лицо назначено ликвидатором. Срок проведения операций длится вплоть до того, как в ЕГРЮЛ внесутся данные о ликвидации юридического лица. Действия ликвидатора должны быть продиктованы правами и законными интересами государства, а также лиц, как имеющих отношение к организации, так и сторонних. В законе также прописано, в каком порядке и в какие сроки ликвидатор должен отчитываться о своей деятельности, и кто следит за тем, чтобы он (ликвидатор) выполнял возложенные на него обязательства.
С административной точки зрения ликвидация представляет собой «вычеркивание» юридического лица из ЕГРЮЛ и упоминания об этом в соответствующих печатных органах, где также указывается, когда и каким образом лица, права и интересы которых связаны с данной организацией, могут подать необходимые заявления. Уточняется также, имя лица и его адрес, по которому и подаются данные документы. Срок подачи заявлений не должен превышать 3 месяца с того момента, как в печатных органах появится текст решения о ликвидации юридического лица. Если подача заявлений все-таки имеет место, юридическое лицо не удаляется из ЕГРЮЛ, а его ликвидация осуществляется через суд, по правилам гражданского законодательства.
Существуют случаи, когда ликвидация ООО происходит после того, как данное юридическое лицо объявлено банкротом. Основания для такого решения указаны в Законе о несостоятельности (банкротстве). В ст. 149 говорится, что упоминание о ликвидации должника добавляется в ЕГРЮЛ только на основании решении арбитражного суда о том, что закончено конкурсное производство.
В случае, когда общая цена имущества ликвидируемой организации является недостаточной, для того чтобы рассчитаться по кредитам, перечень и последовательность действий при ликвидации совпадает с процессом ликвидации по причине банкротства, правда с учетом определенных правил, указанных в ст. ст. 224 - 226 рассматриваемого в данном пункте Закона.

Раздел статей: